Главная О проекте Условия работы Скидки Вакансии Цены и гарантии Способы оплаты Заказать работу Контакты
рус.укр.
Pасширенный поиск
ЦЕНА:   200 грн.
ЦЕНА:   460 руб.
Данную работу можно скачать сразу после оплаты!!!
Тема работы:

Риторика   (ID работы: 7690)

Направление: Гуманитарные предметы
Предмет: Риторика
Тип работы: Другое
Число страниц: 31
Год защиты: 2017
ВУЗ: Киевский Национальный Университет им. Шевченко (КНУ им. Шевченко)
Язык: Русский
Задание
Практическое занятие 1.
РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО

Задания

1. Ознакомьтесь с определениями риторики.

- Сопоставьте различные определения риторики.

- Выпишите ключевые слова.

- Выделите в определениях общее и различное.

- Какое из этих определений, на Ваш взгляд, наиболее удачно? (аргументируйте развернуто свой ответ, не менее 0,5 страницы текста).

- Попробуйте на основе ключевых слов и Ваших собственных умозаключений составить свое определение риторики.

2. В. И. Аннушкин составил «Манифест ритора» и предложил задания к нему. Выполните их.
МАНИФЕСТ РИТОРА

Назовем условно «Манифестом» основные положения и советы, которым должен следовать ритор в своих речах. Такие советы и рекомендации традиционно предлагаются в учебниках риторики и культуры общения. Прочитайте внимательно и обдумайте данные положения, согласитесь с ними либо опровергните. Обоснуйте в каждом положении ключевые слова (выделены жирным шрифтом - Э. М.), объяснив ваше понимание этих слов (в связи с риторикой - Э. М.).
Задание:

•Назовите 3 пункта Манифеста, которые представляются вам наиболее полезными.

•Какие из советов представляются вам спорными?

•Добавьте собственные советы.



3. Выполните в письменной форме следующее задание (из учебного пособия В.И. Аннушкина «Риторика. Экспресс-курс»; обратите внимание, что нельзя брать и вставлять куски текста из Интернета. Будет проверка!):
Напишите одну речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), напишите небольшую речь (1-2 страницы), произнесите ее без опоры на текст.

Оформите речь, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа - текст речи.
Топос
Текст речи

1. Вступление

2.Определение

3.Причина

4.Противопостав-ление

5.Сравнение

6.Пример

7.Свидетельство

8. Заключение
Темы (на выбор):

1.Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).

2.«Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым» (С. Моэм).

3.«Старайся приобрести друзей своими достоинствами, а не деньгами» (Периандр).

4.«Лучшая из наук -- жизненный опыт» (Менандр).

5.«Свободен тот, кто может не лгать» (А. Камю).

6.«Нет счастья в бездействии» (Ф.М. Достоевский).

7.«Есть только один способ положить конец злу -- делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой).

8.«Платье и облачает, и разоблачает человека» (Сервантес).

Модуль 1.


1. Напишите текст публичного выступления на тему «Нужна ли риторика современному учителю (современному школьнику)?» (не более 1 страницы формата А-4).

2. В повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с разнообразной рекламой. А вот с рекламой риторики -- вряд ли. Прорекламируйте риторику, убедите целевую аудиторию в ценности риторических знаний и умений, в необходимости изучать риторику. Ваша целевая аудитория - учащиеся старших классов.

В помощь Вам прилагаются образцы такой рекламы.

Практическое занятие № 2. Речевая культура и риторика.
Задание 1. Напишите речь на любую из приведенных ниже пословиц (длительность речи -- 1 минута).
Язык разум открывает.

Человеческое слово стрелы острее.

Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Не спеши языком - торопись делом.

Ласковым словом и камень растопишь.

Хорошо верёвка длинная, а речь короткая.

Язык до Киева доведет.

Язык мой - враг мой.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Выпустил словечко - не догонишь на крылечке.

Сказанное слово серебряное, несказанное - золотое.



Задание 2. Определите значение следующих фразеологизмов. В случае необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарем словарем.

без сучка без задоринки

ни в зуб ногой

идти в гору

вавилонское столпотворение

время - деньги

зеленая улица

без изюминки

втирать очки

земля обетованная

соль земли

полезное с приятным

перемывать косточки

краеугольный камень

крылатые слова

казанская сирота

притча во языцех

прокрустово ложе

сжечь корабли

синий чулок

ярмарка тщеславия

плоть и кровь

гомерический хохот

бразды правления

всю подноготную

медовый месяц

попасть впросак

убить время

держать ухо востро



Какую функцию выполняют в речи фразеологизмы?
Задание 3. Используя только глаголы, составьте определенный сюжет.

Например. Взглянула. Обомлела. Проспала. Вскочила. Разогрела. Выскочила. Помчалась. Догнала.

Доехала. Поднялась. Уселась. Позвонила. Вздохнула. Успокоилась.



Задание 4. Чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении? (В случае необходимости, воспользуйтесь толковым словарем.) Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.

лицо - лик

куда - куды

немедленно - немедля

сторож - страж

тлен - тление

торговец - торгаш

учёба – ученье

Задание 5. Подберите как можно больше эпитетов для слов глаза, руки, лицо, душа («эпитет» в переводе с греческого «прибавленное, приложенное»).

Задание 6. Напишите речь «Самый счастливый (грустный) день в моей жизни» с использованием эпитетов. Речь должна звучать 2-3 минуты (проверьте время произношение речи с помощью часов). Вырабатывайте чувство времени! Потренируйтесь произносить речь перед зеркалом.

Практическое занятие № 3. Оратор и аудитория: искусство взаимодействия.


ЗАДАНИЕ 1.

Прокомментируйте следующие высказывания и попробуйте сформулировать требования, которые предъявляются к публичному выступлению. Выскажите свою точку зрения:

«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).

«Удачным можно считать то выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией» (Ф. Снелл).

«Доказательства следует не считать, а взвешивать» (античная риторика).

«Лаконичность не в том, чтобы говорить кратко, а в том, чтобы не сказать лишнего» (Цицерон).

«Порой люди помнят, о чем шла речь, только по примерам» (А. Стешов).

«Люди легко верят тому, чего страстно желают» (Вольтер).

«Прекрасно только то, что легко понять» (А. Франс).

«Что сильнее действует на воображение, то не скоро выбьется из головы» (Н.В.Гоголь).

«Говори не то, что хочешь сказать, а то, что хотят услышать те, кто тебя слушает» (античная риторика).

«Задумайся сам, а всем преподнеси свою задумчивость как всеобщую» (античная риторика).

«Главное - правильно назвать. Потому как, если сказать - месть, то и все деяние определить как зло. Назовешь же возмездие - и уже дело твое правое» (Г. Щербакова).

«Чем важнее и серьезнее предмет, тем веселее нужно рассуждать о нем» (Г. Гейне).

«Информация должна волновать, вызывать нервную дрожь, трепет и должна быть рассчитана на вовлечение читателя, слушателя или зрителя, на его эффект присутствия. Главное в информации не смысл, а ее подача» (Г.М. Маклауэн).




Вопрос: Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?



ЗАДАНИЕ 2

Сформулируйте основной принцип, лежащий в основе управления аудиторией. Проанализируйте предлагаемые способы и средства реализации этого принципа. Какие из них, по вашему мнению, следует отнести к обязательным, а какие носят дискуссионный характер?



ЗАДАНИЕ 3

Ответьте на вопросы:

1. В чем заключается оценка места выступления?

2. По каким параметрам следует оценивать аудиторию?

3. Какой аудиторией легче / сложнее управлять?

4. По каким параметрам аудитория оценивает оратора во время выступления?

5. Какому оратору легче / сложнее наладить обратную связь с аудиторией?

6. Какую установку по отношению к аудитории следует / не следует демонстрировать оратору?

7. Как можно преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку»?

8. Какую роль играет начальная пауза?

9. В чем заключается контакт с аудиторией?

10. Какие способы восстановления внимания вам известны?

11. Какую роль играют невербальные средства воздействия?

12. Какие ограничения следует накладывать на жестикуляцию?

13. На какой части многочисленной аудитории вы фокусируете взгляд?

14. Какие выводы оратор может сделать по вопросам слушателей?




ЗАДАНИЕ 4

Выберите из предложенных ответов те, которые представляются вам правильными:

1. Выступая перед аудиторией, вы

а) зачитываете написанный текст; б) рассказываете заученный текст; в) составляете план выступления; г) импровизируете



2. Если вы выступаете перед незнакомой аудиторией, вы считаете необходимым:

а) представиться; б) представиться и рассказать о себе; в) не теряя времени, начать выступление



3. Если вы не сразу заметили, что допустили неточность в изложении фактов, вы считаете возможным:

а) вернуться к этому месту и исправить ошибку; б) сделать это в конце выступления; в) исправить, только если неточность заметила аудитория



4. Если вы чувствуете, что не можете ответить на вопрос, вы считаете возможным:

а) все-таки попытаться ответить; б) признаться, что не знаете ответа; в) пообещать ответить в следующий раз



5. Если вы чувствуете, что не укладываетесь в регламент, вы считаете возможным:

а) сократить основную часть; б) сократить заключительную часть; в) нарушить регламент




ЗАДАНИЕ 5

Что надо делать в следующих случаях?

1. В просторном помещении немногочисленная аудитория заняла последний ряд.

2. Вместо полной аудитории приходит всего несколько человек.

3. Опоздавшие слушатели с шумом рассаживаются.

4. Погас свет.

5. Выключился микрофон.

6. В аудиторию забежала кошка.

7. В аудиторию все время заглядывают посторонние.

8. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору.

10. Слушатели зевают.

12. По лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами.

13. С места раздаются громкие реплики несогласия.

14. С места раздаются провокационные выкрики, реплики.

Практическое занятие № 4. Дискуссионная речь.


Задания

1.Постройте алгоритм подготовки к дискуссии, её проведения.

2.Какие учебные задачи можно решить, используя дискуссию на уроках русского языка в школе?

3.Какие лояльные и нелояльные уловки аргументации Вы использовали в своей речевой практике?

4.Составьте кроссворд по риторике на тему «Дискуссионная речь».